четверг, 12 июня 2014 г.

П. ЧИЧИКОВ БЕССМЕРТЕН. 

«Душа» (персональные данные) интернет-пользователя стоит дешевле $1


Ценовая конкуренция между компаниями таргетинга дает рекламщикам дешевый доступ к личной информации и персональным данным

В продолжение поста: http://vasavin.blogspot.com/2014/06/blog-post_7540.html

Полный профиль интересов («душа») интернет-пользователя в сети, включающий чувствительную личную информацию, сегодня стоит оптовым покупателям меньше $1 — это результат растущей конкуренции в секторе профилирования и рекламного таргетинга, пишет Financial Times. «В сущности, наша индивидуальная ценность не очень велика», — сказал газете Дэйв Морган, основатель Tacoda, первого сервиса онлайн-рекламы с развитым таргетированием пользователей.
Самая доступная информация — возрастная категория, пол и местоположение — стоит совсем дешево: $0,0005 за профиль при оптовых закупках, или $0,5 за тысячу «душ». Информация о людях, которых алгоритм считает «влиятельными», дороже — $0,75 за тысячу. Детали о категории дохода и об истории покупок немного дороже — по $1 за тысячу профилей. Такая информация сравнительно легкодоступна и потому малоприбыльна, отмечает FT, поэтому геотаргетинговые компании, такие как LeadsPlease, охотятся за более ценной личной информацией. Так, профили с именами и адресами онкологических больных, диабетиков и больных клинической депрессией с указанием прописанных им лекарств стоят порядка $0,26 — не за тысячу, а за штуку.
Еще одна таргетинговая компания, ALC Data, продает данные о больных с привязкой к их финансовому положению.«При нынешнем состоянии экономики таргетирование клиентов со стабильным, нестабильным и проблемным финансовым положением может дать принципиально разный эффект», — говорится в рекламном материале компании. По данным FT, профили больных у ALC за последний год покупали страховщик Blue Cross Blue Shield, сотовый оператор Sprint Nextel и энергетическая компания из Техаса TXU Energy.
Другой успешный бизнес ALC — торговля профилями новорожденных и их матерей. Компания отслеживает порядка 80% рождений в США и недавно вывела на рынок базу данных Newborn Network с информацией о рождениях детей, беременных и кормящих матерях и их родственниках. Но конкуренция в этом секторе велика, признает вице-президент ALC Лори Мэйджилл-Кук: «Рынок насыщен».
Федеральная комиссия по торговле США (FTC) изучает деятельность торговцев профилями, но пока эта сфера законодательно почти не урегулирована, отмечает FT. Сами компании стараются соблюдать «цеховые» правила — в частности, недопустимо упоминание конкретных имен при получении информации о больных из историй болезни. Но LeadsPlease и ALC обходят это ограничение, утверждая, что такую информацию раскрывают сами пациенты.
В связи с этим FT напоминает слова председателя совета директоров Google Эрика Шмидта, сказанные им недавно на конференции в Лондоне по поводу все большей открытости жизни в сети: «[Везде есть] кнопка Выкл”. Научитесь ей пользоваться». К сожалению, таких кнопок бывает очень много и часто в труднодоступных местах, отмечает газета, хотя в принципе таргетинговые компании позволяют пользователям удалять свой профиль.



Защита персональных данных по-немецки.

Германия создаст «киберсуд» по вопросам работы Google


Именно суд должен рассматривать просьбы удалить данные пользователей из поисковиков во избежание злоупотреблений

В продолжение поста: http://vasavin.blogspot.com/2014/06/blog-post_7540.html


Власти Германии рассматривают возможность создания специальных «киберсудов», которые будут рассматривать дела, связанные с защитой персональных данных частных лиц в поисковых системах, пишет Financial Times. Таким образом Германия отреагировала на недавний правовой прецедент, когда Европейский суд (высшая судебная инстанция Евросоюза) разрешил пользователям добиваться удаления их данных из выдачиGoogle и других поисковых систем. Разрешение конфликтов между пользователями и поисковиками «нельзя оставлять на усмотрение алгоритма Google», заявил представитель министерства внутренних дел Германии.
Тем временем Google уже получила от граждан Евросоюза сотни запросов на удаление ссылок: среди недовольных результатами выдачи поисковика оказались политики, стремящиеся скрыть свои романтические похождения, ученые, пытающиеся убрать из сети детали своего увольнения из университетов, и др., отмечает FT.
Представитель немецкого МВД заявил во вторник, что власти рассматривают разные механизмы урегулирования таких споров — от «киберсудов» до специальных арбитражных судов. Предполагается, что «киберсуды» будут принимать решения в спорах между пользователями и технологическими компаниями. Министр внутренних дел Германии обеспокоен, что если сделать процесс удаления данных из поисковиков автоматизированным, то политики и знаменитости уберут ссылки на любые данные о себе, даже если они представляют общественный интерес.
На ежегодном собрании акционеров Google исполнительный директор этой компании Эрик Шмидт заявил, что Евросоюз нашел неправильное решение и нарушил баланс между правом человека «быть забытым» и его же правом на знание. Представитель МВД Германии заявил, что государственные ведомства все еще обсуждают механизмы реализации решения Европейского суда.
В середине мая Европейский суд разрешил частным лицам, по сути, редактировать поисковую выдачу Google и других поисковиков: граждане ЕС теперь могут требовать от этих компаний удаления из результатов поиска ссылок на статьи и документы, в которых упоминаются их имена. Суд счел, что свободный доступ к такого рода информации может сильно повлиять на жизнь отдельных людей.
Высшая судебная инстанция Евросоюза разбирала иск к Google от гражданина Испании Марио Костехи Гонсалеса. Испанца не устраивало, что при поиске в Google по его имени любой пользователь получал ссылку на старое газетное объявление, в котором говорилось об аресте его дома. Эту информацию Гонсалес счел конфиденциальной. Вместе с делом Гонсалеса суд рассматривал еще 180 аналогичных исков.



Евросоюз открыл ящик Пандоры с персональными данными.
Результаты интернет-поиска теперь можно будет редактировать

В продолжение поста: http://vasavin.blogspot.com/2014/03/2013-infowatch.html



 google free 


В начале этой недели Европейский суд принял прецедентное решение — он разрешил частным лицам добиваться от поисковых систем удаления из результатов поиска ссылок на статьи и документы, в которых упоминаются их имена. Суд счел, что свободный доступ к такого рода информации может сильно повлиять на жизнь отдельных людей.
Высшая судебная инстанция Евросоюза разбирала иск к Google от гражданина Испании Марио Костехи Гонсалеса. Испанца не устраивало, что при поиске в Google по его имени любой пользователь получал ссылку на старое газетное объявление, в котором говорилось об аресте его дома. Эту информацию Гонсалес счел конфиденциальной.
Надо признать, что европейское правосудие пришло к такому решению не случайно. Евросоюз впервые озаботился защитой персональных данных своих граждан еще в 2010 г. после вала критики, связанной с недостаточной защитой личных данных пользователей со стороны интернет-гигантов Facebook и Google. Как раз тогда стало известно, что, например, Facebook передавал часть пользовательских данных рекламным агентствам. А годом позже Еврокомиссия разработала отдельный документ, посвященный политике регулирования защиты данных. В нем говорилось, что интернет-сервисы должны по запросу пользователя удалять данные о нем и исключать их из результатов поиска. Документ, правда, пока так и не принят. Но во вторник представитель Еврокомиссии заявил, что поддерживает решение суда по Google.
Европейские чиновники называют возможность удаления ссылок на личные данные «правом на забвение», если опубликованная в сети информация о человеке устарела или не соответствует действительности, он должен иметь возможность воспользоваться таким правом. При этом удалять саму статью или документ, на который ведет ссылка, суд не предписывает.
Выпустив такое решение, суд, по сути, открыл ящик Пандоры. Поисковая система является основным способом отыскать что-то в море информации, публикуемой в интернете. И желающих «отредактировать» результаты поиска тоже море. Это не только обычные люди, опасающиеся, что кто-то узнает об их прошлых проблемах или неблаговидных поступках. Это и многочисленные правообладатели, уставшие бороться с постоянно плодящимися пиратскими сайтами и пытающиеся решить свои проблемы через поисковики. Это и компании, которым не нравится, что пишут о них на форумах их клиенты. Стоит только начать — и знаменитый слоган «Яндекса» быстро превратится в «Найдется не все», а поисковая выдача станет причудливым набором строго дозированной информации. Претензии пользователей поисковых систем отчасти понятны, но хотелось бы, чтобы в таких ситуациях учитывалось не только право на забвение, но и право на знание.
Кроме того, не стоит сомневаться, что европейским опытом поспешат воспользоваться и другие страны — а возможно, захотят и расширить его. Например, российская Лига безопасного интернета, участвовавшая в разработке закона о блокировке сайтов рунета, уже заявила о поддержке решения Европейского суда.

Источник: статья «Google» из газеты «Ведомости» от 15.05.2014, № 85 (3589)


МЕЧТА ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ ПЕРСОНАЛЬНЫМИ ДАННЫМИ СБЫВАЕТСЯ

Европейцам разрешили удалять упоминания о себе из Google

В продолжение поста: http://vasavin.blogspot.com/2014/06/blog-post_7540.html


Правообладатели давно пытаются заставить поисковики блокировать пиратские сайты. В декабре 2013 г. Высокий суд Парижа обязал всех работающих во Франции операторов связи и все поисковые системы заблокировать доступ к сайтам, которые он счел нарушителями авторских и смежных прав. А в России розничные сети заявляют о желании привлечь «Яндекс» к ответственности за нарушение прав потребителей теми магазинами, предложения которых он агрегирует на «Яндекс.Маркете».
Частные лица вправе добиваться от Google удаления из результатов поиска ссылок на новости, решения судов и любые другие размещенные в интернете документы, в которых упоминаются их имена. Такое решение вынесла вчера высшая судебная инстанция Евросоюза — Европейский суд. Предоставление доступа к таким документам может сильно повлиять на жизнь отдельных людей, счел суд. Правда, он признал необходимым учитывать и общественные интересы, особенно если речь идет о людях, играющих важную роль в общественной жизни.
Добиться удаления ссылки — значит реализовать право «быть забытым», говорится в материалах суда: если информация о человеке, опубликованная где-то в интернете, устарела или не соответствует действительности, он должен иметь возможность воспользоваться таким правом. Удалять саму статью или иной документ, на который ведет ссылка, суд не предписывает.
Это разбирательство началось по инициативе гражданина Испании Марио Костеха Гонсалеса, который пожаловался в испанское ведомство по защите персональных данных на то, что если ввести в строчку поиска его имя, то поисковик выдает ссылку на объявление из газеты La Vanguardia от 1998 г. Объявление гласило, что дом Гонсалеса арестован и выставлен на аукцион. Испанец счел, что эта информация нарушает его право на конфиденциальность информации. Сначала дело слушалось в испанском суде, но в 2011 г. тот передал его в Европейский суд. Причем в деле было объединено около 180 похожих случаев.
Решение Европейского суда будет иметь серьезные последствия для всего интернета. Вердикт суда способен серьезно осложнить работу Google и других поисковых систем в Европе, говорится в статье, опубликованной вчера газетой The Wall Street Journal (WSJ).
Google разочарован этим решением, которое затрагивает все поисковики и владельцев сайтов, говорит представитель компании Светлана Анурова. Для анализа ситуации, по ее словам, Google нужно время. Но компанию «удивляет, что судебное решение существенно отличается от позиции правового эксперта Европейского суда и не учитывает озвученные экспертом опасения и возможные последствия». Речь идет о позиции генерального советника по юридическим вопросам Евросоюза, который в прошлом году утверждал, что интернет-компании не обязаны выполнять запросы на удаление ссылок.
Представители Google тоже не раз заявляли, что поисковик не может нести ответственность за персональные данные, которые находятся в открытом доступе. Такой же позиции компания придерживалась и по другим претензиям: за информацию, которая находится на не принадлежащих ей сайтах, должны отвечать их владельцы. Тем не менее многие компании и даже целые отрасли активно спорят с таким мнением.
Сотрудник Google расценивает предписание удалять ссылки на правомерно размещенную в сети информацию как нарушение свободы владельцев сайтов. Получается, что теперь любой может удалить из поиска данные, даже если они законно опубликованы и давно существуют в интернете, возмущается собеседник «Ведомостей».
Если у кого-то есть вопросы к информации на сайте, то его и нужно удалять — тогда ссылка на эту информацию автоматически исчезнет и из поисковой выдачи, рассуждает он. А если действовать так, как предписал Европейский суд, то дело кончится тем, что именно поисковые системы, а не суды будут ответственными за правовое регулирование в Европе, резюмирует сотрудник Google.
«Это решение будет иметь серьезные последствия для интернета и для всей интернет-экономики, — сказал журналистам WSJ партнер юридической фирмы Wilson Sonsini Goodrich & Rosati Кристофер Кюнер. — Складывается ситуация, когда поисковики обязаны по запросу удалять ссылки на информацию о конкретных людях вне зависимости от того, делает ли это сайт, который они индексируют».
Из материалов суда следует, что его решение касается любого поисковика, работающего в странах ЕС, — и Yahoo!, и Bing от Microsoft (их представители не смогли это прокомментировать), и всех других. «Яндекс», тоже работающий в Европе, убежден, что решение Европейского суда его не коснется. Суд учитывал совокупность критериев, позволяющих ограничить сферу действия его решения «той или иной юрисдикцией». «Мы полагаем, что в настоящее время эти критерии к нам не относятся», — говорит представитель компании Ася Мелкумова. Она уверена: поисковик не несет ответственность за нарушения на сторонних ресурсах, поскольку не может их отслеживать или как-то контролировать. Роботы индексируют только общедоступную информацию и, прежде чем закрывать доступ к ней, необходимо обсуждать этот шаг с владельцами или администраторами сайта, а не с поисковиками, считает Мелкумова. Впрочем, «Яндекс» и сам участвовал в аналогичных разбирательствах в России. Например, в 2012 г. компания ЕАА Asset Management Consulting требовала через суд, чтобы «Яндекс» удалил из выдачи порочащую истца информацию. Но суд счел, что поисковик не несет ответственность за размещенный на сторонних сайтах контент. Не поддержал суд и издательство «Эксмо», требовавшее в 2011 г. от «Яндекса» убрать из результатов поиска ссылки на сайты с пиратскими книгами.

Источник: статья «Европа отредактировала Google» из газеты «Ведомости» от 14.05.2014, № 84 (3588).
http://www.vedomosti.ru/tech/news/

Российская бюрократизация электронной информации на марше. 

Российский рынок хранения данных может вырасти на десятки процентов

В продолжение поста: http://vasavin.blogspot.com/2014/03/2013-infowatch.html
Скоро интернет-компаниям и операторам может понадобиться много дополнительных серверов в России. Это хорошая новость для компаний, которые строят и сдают в аренду дата-центры

Инициативы российских законодателей могут создать большой спрос на услуги дата-центров. Во-первых, 22 апреля Дума одобрила в третьем чтении пакет поправок в закон об информации, который заставляет владельцев всех интернет-площадок, предназначенных для общения пользователей друг с другом, хранить их трафик на территории России не менее полугода (под угрозой блокировки). Во-вторых, Минкомсвязи вернуло на публичное обсуждение приказ, обязывающий интернет-провайдеров хранить весь трафик, прошедший по их сетям, не менее 12 часов. И то и другое нужно на случай, если перепиской или разговорами пользователей заинтересуются спецслужбы.

Обе инициативы политические, констатируют опрошенные «Ведомостями» эксперты рынка хранения данных, но могут иметь и экономические последствия — если вступят в силу. Интернет-компании и провайдеры будут вынуждены тратиться на хранение огромных массивов информации, а владельцы дата-центров получат дополнительный доход.

Не вполне ясно, правда, какой объем информации предстоит хранить интернет-компаниям, говорит ведущий аналитик Ru-Center (регистратор доменов и владелец дата-центров) Александр Венедюхин: то ли это все сообщения, отправленные и принятые пользователями за полгода, то ли только аутентификационные данные(время подключения и отключения конкретного пользователя). Дословно в поправках сказано, что хранению подлежит информация «о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей», а также данные о самих пользователях. Один из авторов поправок — депутат Ирина Яровая обещала, что сами сообщения хранить не придется, а только данные о времени нахождения пользователя в сети.

Компании масштаба Mail.ru полугодовое хранение такой информации обойдется в $4-5 млн, оценивает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Более крупной интернет-компании — примерно в $10 млн, считает директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.

Получается, что если FacebookTwitter, WhatsApp, Google и Skype согласятся хранить данные на серверах в России, то российский рынок хранения данных увеличится на $40-100 млн в год. Это существенный рост для рынка, прошлогодний размер которого Казарян оценивает в 5 млрд руб. (около $140,2 млн).

Как правило, западные интернет-компании не держат серверы в России, говорил недавно «Ведомостям»исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета Матвей Алексеев. Вчера представители Google и Skype отказались от комментариев, пресс-службы Facebook и WhatsApp не ответили на вопросы «Ведомостей», с представителем Twitter связаться не удалось.

А сколько потратят на хранение трафика интернет-провайдеры? Только сотовые операторы израсходуют на создание таких систем более 1 млрд руб., оценивает РСПП, плюс еще 100 млн руб. в год на эксплуатацию. Всю инфраструктуру операторам придется строить самим, так как законодательство о персональных данных запрещает доверять их хранение посторонним, даже российским компаниям, передал «Ведомостям» гендиректор Ru-Center Александр Панов. У «Вымпелкома» нет необходимости прибегать к услугам сторонних строителей дата-центров, подтверждает его представитель Наталья Ташкеева. Представители МТС , «Мегафона» и Tele2 воздержались от комментариев.



Небольшой компании для хранения информации о пользователях потребуется 3000 серверов(по 1 Тб каждый), компании покрупнее — в 5-6 раз больше, оценивает бывший чиновник Минкомсвязи. Сейчас многие российские центры обработки данных (ЦОД) пустуют, но если западные интернет-компании надумают хранить данные в России, то все эти мощности будут загружены и их еще будет мало, прогнозирует он. Мощности большинства действующих ЦОД практически исчерпаны, особенно в Москве, возражает директор департамента дата-центров «Техносерва» Алексей Карпов.

Впрочем, большая часть зарубежных интернет-компаний подчиняться новому требованию не станет, предполагает бывший чиновник и приводит пример: российский закон не позволяет применять иностранные средства шифрования данных в интернете, но их уже несколько лет используют, например, российские банки. Казарян тоже сомневается, что западные компании станут активно строить и арендовать дата-центры в России. Если же это все-таки произойдет, то в выигрыше будут владельцы крупных ЦОД —«Ростелеком»Ru-Center, «Крок», «Техносерв», констатирует он.

У «Ростелекома» разветвленная сеть дата-центров и компания постоянно развивает их, говорит ее представитель, не уточняя, какова их мощность и загруженность. Готов строить ЦОД для западных компаний и «Техносерв». Запросов от них пока не было, говорит его представитель, но ресурсы для выполнения таких проектов у компании есть. У «Крока» тоже достаточно ресурсов, чтобы обслуживать западных клиентов, утверждает его представитель, но обращает внимание, что все без исключения западные компании используют IT-решения индивидуальной архитектуры. Поэтому важно не то, какие мощности может предоставить российский дата-центр, а то, может ли он гибко и оперативно перестроить свою инфраструктуру под требования конкретного западного заказчика. «Крок» с этой задачей справится, не сомневается его представитель.



О планах предоставлять свои дата-центры сторонним клиентам заявлял и сотовый оператор МТС. Сейчас у него шесть дата-центров совокупной мощностью 5,8 МВт, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Этого достаточно, чтобы обеспечить не только внутренние потребности оператора, но и сдавать серверные стойки в аренду сторонним компаниям.


Эта публикация основана на статье «Сервер до востребования» из газеты «Ведомости» от 24.04.2014, № 73 (3577)


Россия в виртуальной войне, а как быть документоведам и архивистам ?

В продолжение постов: http://vasavin.blogspot.com/2014/02/blog-post_23.htmlhttp://vasavin.blogspot.com/2014/02/blog-post_24.html,
http://vasavin.blogspot.com/2014/03/2025.htmlhttp://vasavin.blogspot.com/2014/03/blog-post.html

В связи с украинским кризисом все чаще можно услышать о гибридной, опосредованной или кибервойне. Все это разные проявления одних и тех же закономерностей, связанных с активными, направленными действиями в информационной сфере.
Оказывается, что прозрачность пространства — когда о происходящем в любой точке мира тут же становится широко известно — ничуть не мешает работе пропаганды. Искажение действительности в пропагандистских целях — традиционный прием информационной войны. Из наиболее известных примеров такого рода — широко растиражированные в США в 1990 г. свидетельства 15-летней кувейтской девочки о том, как иракские солдаты разоряли кувейтские роддома. Этот эпизод повлиял на общественное мнение в стране. Как выяснилось впоследствии, девочка была дочерью кувейтского посла в США, а ее свидетельства инсценированы пиар-фирмой Hill & Knowlton, нанятой правительством Кувейта. Пропаганда всегда активизируется накануне и во время войн. Однако в сегодняшних условиях старые приемы переосмысляются. Поскольку образ в современном информационном пространстве обогнал по степени реальности факт, факт оказывается вторичен. Машина инфовойны работает с образом отдельно, а с фактом отдельно; нужный образ делает ярким, а ненужный факт — мутным и спорным.
Многочисленные факты, в том числе фото и видео, убеждающие в принадлежности так называемых отрядов самообороны Крыма к российским ВС, нивелируются заявлениями, что это неправда. Образ солдата самообороны есть, а его фактическое наполнение — вопрос спорный, не предполагающий ясного ответа. Образ «бандеровца» живет собственной жизнью, не связанной ни с историей этого понятия, ни с современной украинской реальностью.
Российские власти оказались невероятно эффективны в ведении войны нового типа. Как писал теоретик новых медиа Маршалл Маклюэн (1911-1980), в условиях информационной войны отсталые страны, привыкшие работать с мифами и образами, а не с рационализациями, обладают преимуществом перед передовыми. «Чтобы быть агрессивно эффективными в современном информационном мире, русским достаточно приспособить свои традиции восточной иконы и создания образов к новым электронным медиа», — писал он.
Вторая причина эффективности россиян в информационном наступлении в том, что в новейшей истории России опыт пиар-войн был крайне востребованным инструментом в многочисленных бизнес-войнах и рейдерских захватах постсоветских времен. Изобилие специалистов в «боевом пиаре», которые никуда не исчезли, и неограниченность ресурсов позволяют не стесняться в средствах, которые, по Маклюэну, и являются сообщениями.
Одна из ключевых идей Маклюэна состоит в том, что средства передачи информации формируют среду и определяют восприятие в большей степени, нежели сама эта информация. Благодаря воздействию новых СМИ реальный мир виртуализуется, становясь неотличимым от мира вымышленного или сконструированного специально обученными людьми. Именно поэтому почти все сегодня ощущают острую нехватку фактов, четкости понимания того, что именно происходит в местах конфликтов: это одно из следствий эффективности инфовойны.
Автор — Николай Эппле
 Эта публикация основана на статье «Виртуальная война» из газеты «Ведомости» от 08.05.2014, № 81 (3585).




http://www.vedomosti.ru


Дорогу системе электронного документооборота в российских ведомствах




Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) должны будут перейти на систему электронного документооборота до 27 апреля 2015 г. Такой проект постановления подготовлен и опубликован Минкомсвязи. Как следует из февральской отчетности Минкомсвязи, сейчас около 60% всех межведомственных документов пересылаются «Почтой России». Еще 10% передаются при помощи спецсвязи и 30% — системы межведомственного документооборота (МЭДО), которой заведует ФСО. К 2018 г. через «Почту России» будет проходить только 10% всех межведомственных документов, за спецсвязью останутся те же 10%, а МЭДО возьмет на себя 80% документооборота. В документе Минкомсвязи МЭДО называется «транспортной шиной», объясняет представитель этого ведомства.

Для обмена информацией каждый ФОИВ создаст так называемое транспортное рабочее место. Это компьютер, подключенный к шине. С компьютера автора документа на транспортное рабочее место документ будет переноситься с помощью съемного носителя, требования к которому Минкомсвязи не уточнило. Также чиновники должны будут подписывать все документы электронной подписью.
Проект постановления не определяет, как органы власти будут проводить работы. Представитель Минкомсвязи объясняет, что ведомства будут самостоятельно управлять закупками и определять формат взаимодействия с подрядчиками. Однако министерство не называет точную сумму бюджетных средств, которая пойдет на реализацию постановления. Опрошенные «Ведомостями» эксперты в области информационной безопасности и электронного документооборота также затруднились оценить затраты, но сошлись во мнении, что проект может обойтись в сотни миллионов рублей.

Собеседники «Ведомостей» предполагают, что проект будет сложно реализовать без участия «Ростелекома», который, по их мнению, выступит как владелец инфраструктуры. Представитель «Ростелекома» сказал, что компания рассмотрит участие в проекте только после утверждения официальной редакции постановления правительства.

Работы по объединению систем документооборота ведутся уже несколько лет. 26 июля 2013 г. решением председателя правительства был запущен пилотный проект по обмену электронными документами, подписанными электронной подписью, в котором участвуют Минфин, Минэкономразвития, аппарат правительства и Минкомсвязи. В справочных материалах к заседанию Правительственной комиссии по использованию информационных технологий говорится, что во время испытаний четырем ведомствам удалось обменяться электронными документами, подписанными электронной подписью. Пилотные ведомства подтвердили полную готовность своих систем документооборота перейти в цифровой вид. Однако замминистра экономического развития Олег Фомичев отмечает, что, несмотря на успешное внедрение, от бумаги министерство не отказывается, внутренняя и внешняя переписка дублируется в бумажном виде.

Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства, считает, что заметных результатов во внедрении электронного документооборота пока добиться не удалось. По его мнению, виной тому — разнородность информационных систем. Материалы Минкомсвязи уточняют, что сейчас используется 19 типов разнообразных систем документооборота с разными технологиями электронных документов и форматов данных.

Из статьи «Электронная власть» в газете «Ведомости» от 04.06.2014, № 99 (3603).