суббота, 8 марта 2014 г.


Провинциальные музеи – отстойники мировой культуры? (народная мудрость ХХ века)



Приехал в Калининград президент России Владимир Путин, обронил держаное слово на встрече со студентами БФУ им. И. Канта, и вдруг оказалось, что в бывшей Восточной Пруссии имеется не разрушенный окончательно мемориальный гектар ландшафтной среды, с расположенным на нем зданием, привлекательный в качестве памятника мировой культуры.        
Установлено, что не достригший тридцатилетия, еще не ставший гордостью Альбертины и великим философом  Иммануил Кант жил в тех местах и три года учительствовал, сея разумное, доброе вечное. Поскольку Кант, как и не менее великий его предшественник на поле философии  Сократ, был непреклонным домоседом, то «Домик пастора» в поселке Веселовке Черняховского района без преувеличения можно считать уникальным исторически-культурным объектом  среди немногих (а, возможно, и единственным-пусть разбираются кантоведы) населенных пунктов, куда за всю свою жизнь отъезжал кёнигсбергский затворник.
И хотя философ перебрался из Кёнигсберга в местечко Юдшен после окончания университета в 1748 году из-за возникших материальных трудностей, для объектов культурного наследия Калининградской области, охраной которых занимается специальная государственная служба, этот домик должен быть важнейшим (после могилы Канат), так как в регионе кроме янтаря культурно-исторических «фишек» планетарного уровня просто нет. Как бы не надували щеки ратоборцы провинциальной истории.  
Хорошие музеи есть, архитектурно-ландшафтных комплексом нет. На их месте руины. Однако у Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области отсутствует даже концепция развития данной уникальной территории-памятника.
По рекомендации специалистов правительство области включило «Домик пастора» в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве достопримечательного места регионального значения.
Дом, в котором в течение трех лет жил и работал великий немецкий философ Иммануил Кант не превратился в развалины не потому, что в Калининградской области действует Служба государственной охраны объектов культурного наследия, а потому, что в нем до недавнего времени были жилые помещения. Вместо осуществления качественной реставрации намечается возвести новодел. «Быстрее и надежнее», как предлагает губернатор Николай Цуканов, не означает лучше и качественнее.
А если ориентироваться на создание привлекательного туристического объекта хотя бы по среднеевропейским образцам, то подход должен быть профессиональным, а не политико-административным.