понедельник, 23 февраля 2015 г.



ТЕСТО ДЛЯ ТЕСТОВ

 


О том, каким образом некоторые университеты выполняют приказ министерства и внедряют электронное обучение



Когда-то давно, а точнее в 2005 г., в высшей школе России были санкционированы  дистанционные образовательные технологии. Воспользоваться ими могли организации, осуществляющие дистанционное обучение. Естественно, внедрение этих технологий базировалось на соответствующих электронно-вычислительных средствах и развивалось в располагавших ими вузах. В БФУ дистанционное обучение не практиковалось.
В прошлом году ситуация изменилась. Министерство дополнило наличие  дистанционных образовательных технологий возможностями электронного обучения при реализации образовательных программ.

Смотрим министерский приказ.


Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2
"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". Зарегистрировано в Минюсте России 4 апреля 2014 г. N 31823.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.5 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный N 6862).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее - образовательные программы).
2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее - организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
3. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
4. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
·                 организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
·                 организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
·                 допускается отсутствие аудиторных занятий;
·                 местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;
·                 организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.
6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".


Тем самым, не имеющие дистанционного обучения, а значит не мотивированные к внедрению электроники в учебный процесс организации оказались в роли догоняющих. В среде таких вузов иногда возникают ситуации похожие на панику, так как перед московскими чиновниками надо отчитываться и просить финансовой поддержки.
Пытаясь реализовать «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» БФУ специальным приказом начал процесс автоматизации обезличивания, точнее отлучения от преподавателей, процедуры  аттестации студенческой учебной деятельности.

Смотрим университетский приказ.


В преамбуле сказано, что тесты могут обеспечить «независимую оценку результатов обучения студентов», под которой, очевидно, понимается антикоррупционная составляющая учебного процесса. Хочется надеяться, что так и будет, хотя бороться с коррупцией следует начинать при зачислении на учебу, где электронные тесты применяются в виде ЕГЭ. Наивно полагать, что тесты в состоянии выступать в качестве «основного инструмента оценки учебных достижений студентов», особенно в гуманитарных дисциплинах, как это провозглашено в пункте 5 приказа. Тесты, по нашему мнению, важный, но вспомогательный инструмент учебного процесса.
21 февраля 2015 г. в интервью «Вестям» Минобрнауки Дмитрий Ливанов заявил, что меняется содержание технологии ЕГЭ. Из экзаменов уходят задания с выбором ответа, то есть задания тестовой формы, где нужно угадать один из четырех ответов.


«Бессмысленное и беспощадное» увлечение тестами завершается, чего не замечают некоторые вузы.
С самого начала создания комплекса тестов в БФУ преподаватели-авторы тестов оказались поделены на две группы: «чистые» (с оплатой за сделанные таблицы не менее чем по 300 тестов на одну дисциплину) и «нечистые», исходившие из понимания тестирования как отражения содержания читаемых дисциплин и улучшения их изучения не за счет необъяснимо фиксированного количества тестов, а за счет адекватного отражения в них необходимых студенту знаний и умений.
Это формальное разделение нашло отражение в пунктах 2 и 3 приказа.  Возложенная обязанность на «преподавателей, принимавших участие в проектах по наполнению базы АСУ «Портал тестирования БФУ им. И. Канта», провести промежуточную аттестацию студентов в сроки зимней экзаменационной сессии 2014-2015 учебного года с использованием АСУ Портал тестирования БФУ им. И. Канта» не выполнена, так как приказ подписан 9 ноября 2014 г., а исполнителям (преподавателям) он был разослан после завершения зимней сессии 12 февраля 2015 г.
Если бы приказ был доведен до исполнителей в ноябре 2014 г., то многие «нечистые» преподаватели пожелали бы попасть в группу «чистых» и стали бы составлять 300 и более тестов, даже если содержание читаемых ими дисциплин не может быть свернуто более чем в 100 тестов. Что и произошло на гребне второй волны тестирования, объявленной в феврале 2015 г. В результате при отсутствии методических указаний по составлению тестов и экспертизы качества тестирования (даже на повторение тестов, т.е. плагиата) любая дисциплина может быть наполнена огромным числом тестов, бесполезных для оценки знаний и умений студентов. Примеры уже имеются. Локальные дисциплины «Деловая корреспонденция», «Язык и стиль деловой документации», «Аннотирование и реферирование» обеспечены пятью сотнями тестов каждая, что заставит студентов заниматься бесцельной, тотальной, бестолковой зубрежкой.     
В пунктах 3, 7, 8 реализованы худшие «административно-командные» традиции современного отечественного менеджмента. Пункты 7 и 8 являются инструментарием  прямого административного давления на строптивых, но небезразличных преподавателей, так как ставится под угрозу возможность их дальнейшей работы в университете. Вспоминается сценка из старой культовой комедии про распространение лотерейных билетов среди жильцов, в которой всесильный управдом озвучил универсальную для плохих, усердных чиновников формулу: «а если не будут брать – отключим газ».
«Положение о портале тестирования» (если оно разработано) не опубликовано и не доведено до преподавателей и студентов, регламент его наполнения, очевидно, отсутствует. То есть пункт 4 приказа об «информационной поддержке» не выполнен. Даже сделанные усилиями «чистых» преподавателей тесты не размещены в базе АСУ «Портал тестирования БФУ им. И. Канта». Кто это будет делать неясно. Содержание таблиц контроля за тестами, размещенных на Портале, не совпадает с содержанием таблиц, предлагаемы для заполнения преподавателям.

Содержание сведений, размещенных в таблицах, заполняемых преподавателями:

Тип задания
Текст вопроса
Варианты ответов
Правильные ответы
Сложность вопроса
Описание

Содержание сведений, размещенных в таблицах базы АСУ «Портал тестирования БФУ им. И. Канта»:

Просмотр
Id
Дисциплина
Тема
Курс
Направление
Профиль
Дата изменения
Описание
Можно предположить, что мало известное на рынке информационных услуг ООО «Информационные порталы и сервисы» (г. Минск, основано в 2012 г., сайт в Интернете отсутствует), выигравшее без конкуренции аукцион стоимостью 1 180 000 рублей «Оказание услуг по разработке программного обеспечения и проведение испытаний пилотной версии автоматизированной информационной системы балльно-рейтинговой оценки успеваемости и качества обучения в БФУ им. И.Канта», не сумело или не соизволило составить руководство (регламент) для пользователей АИС.
Даже поверхностный взгляд на проблему  улавливает, что приказ министерства выполняется очень своеобразно. Обремененный непринципиальными, но обидными опечатками приказ по БФУ может и развивает АСУ университета, но не способствует повышению уровня подготовки специалистов. Автоматизация процедуры  аттестации студенческой учебной деятельности на основе ее отлучения от преподавателей дело бесперспективное.
Из такого теста приличный пирог не получится.
А может быть, в провинции и нет нужды развивать электронное обучение?